Обеспечение безопасности аттракционов – важнейшая обязанность эксплуатанта.

Надежность – это способность аттракциона выполнять функции, заложенные в него разработчиком с разной степенью готовности. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Таким образом, говоря о надежности, понимается совокупность эксплуатационных технических характеристик и  конструктивных параметров аттракционов. Безопасностью же по сути является результат взаимного влияния надежности и организационных мероприятий проводимых собственником и направленных на уменьшение рисков эксплуатации. Связанные неразрывно эти факторы являются системообразующими на весь жизненный цикл аттракциона.

 

Практические мероприятия, составляющие основу безопасной работы аттракционов.

- расконсервация и сборка аттракциона после периода хранения или перевозки;

- внешний осмотр с определением геометрических и эксплуатационных характеристик.

- проведение технических мероприятий:

- устранение выявленных дефектов и регулировочные работы;

- проведение статических и динамических испытаний.

- документальное оформление ремонтно-восстановительных работ:

- оформление технической и эксплуатационной документации - важная составная часть безопасной эксплуатации, отражающая условия работы и обслуживания аттракционов на протяжении всего их жизненного цикла.

     - обучение обслуживающего персонала приемам эффективной и безопасной работы с аттракционом и посетителями,

Расконсервация и сборка аттракционав соответствии с положениями эксплуатационных документов.

Внешний осмотр в ходе которого, владелец после сборки и осмотра аттракциона проводит элементарные геометрические измерения на соответствие паспортным данным еще до запуска. При этом необходимо обращать внимание также и на состояние оснований - бетонных и иных площадок.

            В случае выявления несоответствия с технической документацией либо явного дефекта в конструкциях необходимо консультирование со специалистами завода-изготовителя, все работы по устранению дефектов необходимо поручать только квалифицированным исполнителям.

Регулировочные и настроечные работынеобходимо выполнять согласно руководству по эксплуатации аттракциона. При этом необходимо помнить, что регулировка обеспечивает лишь временные устойчивые параметры работы, требующие во время эксплуатации постоянного наблюдения и контроля.

Проведение статических и динамических испытаний -важнейший элемент  в цепи безаварийной работы. Это единственный процесс способный помочь выявить и обозначить, в том числе скрытые дефекты без привлечения специалистов неразрушающего контроля. Критически важно при этомне допускать формализма и ограничивать лишь«бумажной» работой.

В результате выполнения перечисленных мероприятий  зачастую возникает необходимость приобретения необходимых недостающих материалов, защитных покрытий, запасных частей.

 При этом необходимо помнить, что использование при отсутствии оригинальных запчастей, запчастей-аналогов, изготовленных и установленных на аттракцион без конструкторской документации, переносят все риски эксплуатации наего владельца(пользователя).

Отдельно необходимо отметить работы по подготовке к пуску в эксплуатацию импортных аттракционов. При наличии полной, переведенной на русский язык, техдокументации сборка, настройка, регулировкане вызывает трудностей. При отсутствии таковой владельцу необходимо затребовать от поставщика или производителя исчерпывающе-полной техдокументации. В исключительных случаяхвозможно изготовление техдокументации с привлечением сторонних организаций.

 

Список документов, сопровождающих аттракцион

на всем жизненном цикле:

- Паспорт или формуляр аттракциона;

- Руководство по эксплуатации;

- Акт о приемке и пуске аттракциона в эксплуатацию;

- Акты о статических и динамических испытаниях аттракциона;

- Акт технического освидетельствования;

- Журнал ежедневного учета работы;

- Информационные материалы для пассажиров;

- Инструкция по работе аттракциона и действиям оператора в чрезвычайной ситуации;

- Журнал учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ.

Зачастую эксплуатация аттракционной техники осуществляется «по состоянию», т.е. от дефекта до дефекта.При этомучитываются (фиксируются в журнале) только те поломки, которые  связаны с заменой покупных либо крупных элементов конструкции.При такой организации работ, когда не регистрируются дефекты, даже мельчайшие из них  могут привести по цепной реакции к аварийности.

В связи с этим важно, чтобы, в журнал ежедневного учета работыбыли внесены все виды работ, проводимых на аттракционе. При техническом освидетельствовании, проводимом испытательной лабораторией аттракционной техники, одним из основных пунктов является работа с эксплуатационной  документацией, журналом ежедневного учета работы аттракциона, журналом учета технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ. Чем полнее стартовая информация при освидетельствовании, тем более объективной и точной получается оценка технического состояния в целом. А в случаях смены владельца или замены ключевых технических специалистов, у новых владельцев в распоряжении будет  история эксплуатации аттракциона.

       Ключевой фигурой во время работы аттракциона становится оператор. Кроме навыков работы с аттракционом и инструктажа по технике безопасности оператор на рабочем месте  должен знать свои действия в чрезвычайных ситуациях и иметь возможность их исполнить. Необходимо на месте пребывания оператора иметь памятку, отражающую  его обязательные действия и действия,  обусловленные местными условиями.

          Подводя итог необходимо осознавать и помнить, что в вопросах обеспечения безопасности жизни и здоровья населения при эксплуатации аттракционов не должно быть мелочей и поверхностного подхода. Своевременность и полнота профилактических планово-предупредительных мер позволит максимально обезопасить, как потребителя услуги, так и лиц, их оказывающих.